ИСТОРИЯ
ПРОФСОЮЗА
В
2005 году исполнилось 100
лет организованному профсоюзному движению в образовании России и 15
лет Профсоюзу работников народного образования и науки Российской
Федерации.
В
настоящее время Профсоюз объединяет 5,3 миллионов членов Профсоюза, в его
структуре 78 республиканских, краевых и областных организаций Профсоюза, 2482
окружных, городских, районных и 93982 первичных профсоюзных организаций. Более
миллиона профсоюзных активистов осуществляют выборную профсоюзную деятельность.
Объединительные
процессы в учительской среде зародились еще в конце XIX столетия и начальной
формой объединения работников образования стали съезды народных учителей.
Первый съезд народных учителей был проведен еще в 1895 году и способствовал
повышению профессионального уровня педагогического персонала и отчасти являлся
формой участия учительства в обсуждении вопросов школьного строительства.
В 1903-1904 годах демократически настроенные учителя видели
способ устранения невыгодных условий своего труда в объединении и борьбе с
самодержавием. В эти годы был создан "Союз народных учителей",
объединивший демократически настроенных работников, по преимуществу из
учительской среды.
В
1905-1907 годах, на
волне активного объединения рабочих и служащих различных отраслей народного
хозяйства России в профессиональные организации, резко возросло демократическое
движение и среди работников образования. В 1905 году, в так называемые
"дни свобод", когда появилась возможность легальной работы, возник
целый ряд демократических общественных организаций, ставших новым этапом
объединения педагогов России. Так 12 марта 1905 года в Санкт - Петербурге 256
учителей и других деятелей народного образования провели собрание для основания
"Союза народных учителей и других деятелей по народному образованию".
С
11 по 13 апреля 1905 года в Москве собрались представители 30 губерний
России на Съезд педагогов и деятелей по народному образованию, который обсудил
принципы объединения разрозненного учительского демократического движения в
России, проект программы и Устава создаваемого Союза. Большинство участников
съезда, в основном сельские учителя, высказались за то, чтобы союз был не
только профессиональной, но и политической организацией. Съезд избрал Бюро
Московского Союза, которому поручил совместно с Бюро Петербургского
учительского Союза подготовить делегатский Съезд по организации Всероссийского
Союза учителей и деятелей народного образования.
В
результате подготовительной работы с 7 июня по 10 июня 1905 года в Финляндии
состоялся Учредительный Съезд Всероссийского Союза учителей и деятелей по народному
образованию на котором присутствовало 147 делегатов от 81-ой местной группы
учителей, объединяющих 4668 человек. По сведениям Бюро на съезде была
представлена только половина образовавшихся в провинциях учительских групп.
На
этом Съезде 9 июня 1905 года было провозглашено создание
Всероссийского Союза учителей и деятелей по народному образованию, избрано
Центральное Бюро Союза, утвержден Устав, в котором были заложены идеи
организационного строения Союза, которые в той или иной степени нашли отражение
в современных профсоюзных структурах.
Наличие
политических целей в программных документах профессионального движения того
времени является характерной чертой и особенностью процесса становления и
развития профсоюзного движения в России в начале XX века.
С
26 по 29 декабря 1905 года в Санкт - Петербурге состоялся 2 делегатский
Съезд Союза, который высказался за полную внутреннюю реорганизацию существующих
учительских обществ взаимопомощи и объединения их во Всероссийскую организацию
на началах материальной взаимопомощи и правовой защиты учителей.
7
июня 1906 года в
Финляндии состоялся 3 делегатский Съезд Союза, который в основном отказался от
политической платформы и всецело сосредоточился на проблемах защиты
социально-экономических и иных прав учителей.
С
18 по 24 июня 1907 года состоялся 4 делегатский Съезд Всероссийского
Союза учителей, который признал Союз профессиональной организацией и постановил
полностью исключить из Устава политическую платформу, как затрудняющую объединение
учительства. Съезд принял 10 постановлений "О непосредственных задачах
профессиональной борьбы". Этот съезд стал последним съездом Всероссийского
союза учителей и деятелей по народному образованию.
После
роспуска 2-й Государственной Думы деятельность Всероссийского союза учителей,
как и многих массовых организаций в России ослабла, практически прекратилась.
В
период политического оживления в России (1912-1914 гг.) состоялся
Всероссийский учительский Съезд, который рассмотрел ряд профессиональных вопросов.
Съезд предпринял попытку восстановить деятельность Союза учителей, но
безрезультатно.
Только
в апреле 1917 года деятельность
учительского Союза удалось возобновить в полной мере. На очередном августовском
Съезде Союз принял название Всероссийского учительского Союза (ВУС).
С
учетом сложившейся политической ситуации в стране Всероссийский учительский
Союз вновь включил в программу своих действий ряд политических требований.
После
роспуска в 1917 году Учредительного
собрания политическая деятельность Всероссийского учительского Союза была
направлена против Советов, а потому в учительском движении произошел раскол по
политическим мотивам. Власти оказали содействие революционным элементам
учительства в выходе их из состава Союза и создании Союза учителей-интернационалистов,
который объединил учителей, открыто перешедших на сторону Советской власти.
Союз
учителей-интернационалистов по предложению В.И. Ленина высказался в пользу
скорейшего создания Всероссийского профессионального Союза работников
просвещения и социалистической культуры.
С
28 июля по 1 августа 1919 года в Москве состоялся Учредительный
съезд Всероссийского Союза работников просвещения и социалистической культуры.
На съезде присутствовало 277 делегатов из 32 губерний.
Создание
Всероссийского Союза работников просвещения и социалистической культуры было
организационно оформлено 29 июля 1919 года. С этой даты начинается советский
период истории профсоюзного движения работников образования России.
В
мае 1921 года в
профсоюз работников просвещения и социалистической культуры России вошли работники
печати.
В
октябре 1921 года на
объединенном съезде Всероссийского Союза работников просвещения и социалистической
культуры и профсоюза работников искусств образован Всероссийский профессиональный
союз работников просвещения и искусств.
В
мае 1922 года профсоюз
работников просвещения и искусств был разделен на два самостоятельных
профсоюза: работников просвещения и работников искусств.
С
1922 по 1934 годы действовал
Профсоюз работников просвещения РСФСР, который объединял работников школ,
детских садов, детских домов, научных учреждений, вузов и
политпросветучреждений России.
В
1948 году произошло
объединение профсоюзов работников начальных и средних школ РСФСР с профсоюзом
работников дошкольных учреждений РСФСР.
В
мае 1956 года профсоюз
работников начальных и средних школ РСФСР как и аналогичные профсоюзы в союзных
республиках был переименован в профсоюз работников просвещения РСФСР.
В
марте 1958 года на
I-й Республиканской (РСФСР) конференции профсоюза работников просвещения,
высшей школы и научных учреждений СССР профсоюз работников просвещения РСФСР
был преобразован в республиканскую организацию профсоюза работников
просвещения, высшей школы и научных учреждений СССР. Республиканская
организация профсоюза просуществовала вплоть до сентября 1990 года, когда крупные
политические и социально-экономические преобразования в СССР привели к его
распаду и реформированию профсоюзного движения в России.
На
состоявшемся 26 - 27 сентября 1990 года Всероссийском Учредительном Съезде
было провозглашено создание Профессионального союза работников народного
образования и науки РСФСР, принят Устав Профсоюза, избраны руководящие органы.
Первым Председателем Профсоюза работников народного образования и науки РСФСР
был избран Яковлев В.М., который проработал в этой должности до августа 2003
года. Яковлев В.М. внес неоценимый вклад в создание, становление и развитие
Профсоюза, борьбу за социально-экономические права членов Профсоюза в самые
трудные годы новейшей российской истории. Отмечая выдающиеся заслуги Яковлева
В.М. перед Профсоюзом IV (внеочередной) Съезд Профсоюза учредил ежегодную
премию имени В.М. Яковлева для награждения профсоюзного актива.
На
V Съезде Профсоюза, состоявшемся 5 апреля 2005 года, Председателем
Профсоюза избрана МЕРКУЛОВА Г.И.
Меркулова
Галина Ивановна работает в Профсоюзе с 1986 года. В образовании прошла
путь от учителя до заведующего Ждановским районным отделом
образования г. Москвы.
- С 1990 года заместитель Председателя Профсоюза. Член Генерального Совета ФНПР.
- В 1996 году избрана Членом Европейского комитета Интернационала образования,
- В 2003 году вице - президентом Пан-Европейской структуры Интернационала образования.
- Имеет государственные награды, звание «Заслуженный учитель РФ», знак «Отличник народного просвещения».
- В 2015 году награждена Почётной грамотой Правительства РФ
История и сегодняшний день краевой организации Профсоюза