Каково
сегодня быть учителем? Ответы на этот вопрос мы, журналисты «СН», искали в
течение всего 2023 года, объявленного в России Годом педагога и наставника.
Цель одна – ещё и ещё раз привлечь общественное внимание к этой сложной,
ответственной профессии, поднять её престиж. В российских школах наблюдается
сейчас серьёзный дефицит учителей математики, физики, русского и иностранных
языков. Более 650 тысяч из них уже достигли пенсионного возраста, при этом
многие выпускники педагогических вузов не идут в профессию или не соответствуют
требованиям работодателей. Наш край, увы, не стал исключением. А как обстоят
дела с педагогическими кадрами в нашем районе? Об этом мы решили узнать за
заочным «круглым столом» с участием директоров, учителей и ветеранов-педагогов.
Люди,
которым мы благодарны за всё К.К. ЧЕРКОВА,
заместитель главы района по социальным вопросам: В
образовательных учреждениях района работают 645 педагогов и руководителей.
Кадровый потенциал на протяжении нескольких лет остается стабильным. В целях
устранения дефицита педагогических кадров, повышения статуса учителей предусмотрены
краевые меры поддержки: выплата по 5 тыс. рублей всем педагогам к началу нового
учебного года; ежемесячно по 6 тыс. рублей - педагогам детских садов; 3
тыс. рублей - педагогам школ; 3 тыс. рублей - молодым педагогам школ; 4 тыс.
рублей - классным руководителям, кураторам (помимо 5 тыс. рублей из
федерального бюджета). В
крае единовременно выплачивается 115 тыс. рублей педагогам, подготовившим
выпускников, которые получили 100 баллов на ЕГЭ. И по 100 и 60 тыс. рублей –
наставникам, подготовившим победителей и призеров всероссийской олимпиады
школьников. С 2023 года учреждены также ежегодные премии администрации
Краснодарского края в размере 500 тыс. рублей абсолютным победителям
Всероссийских конкурсов профессионального мастерства. А также по 350 тыс. рублей
победителям в номинациях, призёрам или лауреатам этих конкурсов. Предусмотрена
также выплата компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и
освещения. А земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной
собственности, предоставляются в безвозмездное пользование для индивидуального
жилищного строительства или ведения ЛПХ. С
января 2022 года на территории края реализуется мероприятие по предоставлению
социальной выплаты в размере 1 млн. рублей для оплаты первоначального взноса
при получении жилищного кредита. В том числе ипотечного жилищного кредита, а
также на цели приобретения, строительства и реконструкции жилого помещения
педагогическим работникам государственных или муниципальных общеобразовательных
организаций. Реализуется
также программа «Земский учитель», которая предусматривает единовременную
компенсацию в размере 1 млн. рублей учителю, прибывшему (переехавшему) на
работу в сельские населенные пункты (рабочие поселки, поселки городского типа,
города с населением до 50 тыс. человек) при условии исполнения трудовых обязанностей
в течение 5 лет. В
текущем году в программе «Земский учитель» участвует наша школа № 10. Открыты
две вакансии: учитель математики и учитель-дефектолог. В
системе образования района в дошкольных учреждениях, школах и учреждениях
дополнительного образования трудятся немало высокопрофессиональных,
самоотверженных, преданных своему делу педагогов. Их воспитанники показывают высокие
результаты в учебе, творчестве, спортивных достижениях. И с этого года, по
инициативе главы муниципалитета В.В. Горб и решению Совета депутатов, победители
и призеры муниципальных этапов профессиональных конкурсов в номинациях
«Директор школы Кубани», «Учитель года Кубани», «Воспитатель года
Кубани» и другие будут поощрены денежными выплатами в размере от 7 до 10
тыс. рублей. В
районе действует также дополнительная мера социальной поддержки в виде
компенсации (частичной компенсации) за наём жилого помещения педагогическим
работникам условно малокомплектных муниципальных общеобразовательных организаций,
находящихся в ведении управления образования. Мощным
ресурсом развития системы образования района выступают наши молодые педагоги. В
2023-2024 учебном году в педколлективы влились 11 молодых специалистов. Но, к сожалению,
на протяжении многих лет ощущается дефицит педагогических кадров (учителей математики,
физики, информатики, иностранного языка). Особенно нуждается система образования
в дефектологах и логопедах. Что
предпринимается? Для минимизации дефицита кадров, формирования и увеличения
педагогического потенциала действует программа целевого обучения. В
результате СОШ № 3, СОШ № 7, ДС № 9 «Оленёнок», СОШ № 5 и управление образования
района заключили договоры с Армавирским государственным педагогическим университетом
и Кубанским государственным университетом о целевом обучении по следующим
направлениям подготовки: специальное (дефектологическое) образование,
педагогическое образование (иностранный язык), психолого-педагогическое
образование, педагогическое образование с двумя профилями подготовки
(математика и информатика), педагогическое образование с двумя профилями
подготовки (география и безопасность жизнедеятельности). На
сегодняшний день трудоустроены 6 специалистов, прошедших обучение в рамках
целевой квоты. В
каждом нашем образовательном учреждении имеются опытные наставники, которые
умеют создавать благоприятные условия для развития педагогических навыков у
молодых специалистов. Это помогает процессу их адаптации в коллективе,
эффективному старту профессиональной деятельности. Сами школы также стимулируют
стремление выпускников выбрать для себя профессию педагога и по окончании вузов
вернуться к ним на работу в качестве учителей. В
2023-2024 учебном году классы психолого-педагогической направленности открыты
на базе СОШ №4, 5, 7, 10, они будут готовить будущих педагогов.
Чем
труд ваш измерить? Л.Н. ИВАЩЕНКО,
учитель химии СОШ №2, участница Большой учительской недели – ключевого
события Года педагога и наставника: Являясь
членом Всероссийского экспертного педагогического совета при Министерстве
просвещения РФ от Краснодарского края, я 5 октября приняла участие в очном
заседании педсовета с министром просвещения Сергеем Сергеевичем Кравцовым. Мы
обсудили приоритетные вопросы развития сферы образования, имеющие особое
государственное значение. Одной
из ключевых тем стала реализация единой модели профориентационной деятельности
в школе. Члены Совета посетили Академию Минпросвещения России, где экспертам
представили ключевые проекты, нацеленные на поддержку педагогов, программы
повышения квалификации для учителей, возможности Библиотеки цифрового образовательного
контента. Также
мне довелось принять участие в Форуме классных руководителей, который объединил
активистов школьного образования и кураторов групп СПО, стремящихся к
обеспечению глобальной конкурентоспособности российского образования, к
воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности на основе
духовно-нравственных ценностей народов РФ. Главная цель форума – повышение
социального и профессионального статуса классного руководителя и престижа педагогических
специальностей… Все
мероприятия Большой учительской недели были направлены на формирование имиджа
учителя как современного героя. На популяризацию добрых историй про школьное
образование и профессию педагога. На создание позитивных примеров для учителей
и родителей учащихся в плане воспитания, преподавания, ответственного отношения
к делу, вдохновения и мотивации тех, кто хочет стать учителем, сближения учителей
с родителями и учениками. И.Л. КУЗНЕЦОВА,
учитель русского языка и литературы СОШ № 9, участница Всероссийского форума
организаторов отдыха и оздоровления детей «Большие смыслы»: Сейчас
многие задаются вопросом, почему молодые педагоги не идут работать в школу?
Кто-то сетует на маленькую зарплату, говорит об отсутствии интереса к данной профессии,
о низком уровне подготовки в вузах, о трудностях работы с сегодняшними
подростками… Но я считаю, что молодые учителя не идут работать в школу из-за
отсутствия системности в самом образовании. Судите
сами: каждый год меняются учебные программы. Пока освоил одну, её уже поменяли
на другую. Хотя учебники поступили по содержанию предыдущей программы. Даже
учителю с 40-летним стажем такие пертурбации нелегко даются, а молодым
- тем более. Работа с подростками никогда простой не была. Но переступив
порог школы, молодой педагог чётко знал, что и как он должен делать, чему учить
и как учить. К
сожалению, сейчас этого нет. Учитель загружен отчётами, мониторингами,
графиками, прохождением никому не нужных опросов и заполнением анкет.
Учитель:
быть или не быть? В.Ф. ДЕРКАЧ,
ветеран педагогического труда СОШ № 4: Проблема
нехватки учителей возникла не сегодня, конечно же, не на пустом месте.
Учительская профессия особенная. Это увлечённость делом до самоотречения.
Это энтузиазм, постоянное самосовершенствование, каждодневный кропотливый труд. Любовь
к профессии рождается из любви к труду. На сегодняшний день в школах страны
катастрофически не хватает учителей математики, русского языка… Причин этой
катастрофы немало, обозначим некоторые. Первое: в перестроечные
годы то ли по недомыслию, то ли злонамеренно реформаторы образования исключили
слово «ТРУД» из школьных программ. И оно в силу разрушения прежних моральных
устоев стиралось из сознания школьников, заменяясь «ценностями» богатства, роскоши,
развлечения, денег. В жизнь детей ворвался сотовый телефон (у кого круче),
интернет, блогеры, возможность без особого труда заработать деньги. А ведь
учительская профессия крайне далека от такого понятия: «без особого труда». Второе: интерес к любой
профессии надо воспитать, как и любовь к труду. Обучая, воспитывать. Растить
Гражданина. Таковым было требование к планированию любого школьного предмета, в
целом к системе воспитательной работы. И
вдруг опять вторгается новый «демократический» девиз: школа оказывает образовательные
услуги. Уму непостижимо! Пришёл ребёнок в школу, как в магазин, получил
«услугу», и до свидания. Наконец, сегодня опомнились. Сейчас в план работы школ
внесён профстандарт - уроки о профессиях. Мои коллеги эмоционально, ярко,
с презентацией личностей выдающихся педагогов рассказывают о работе учителя. О
профессии благородной и важной, формирующей личность, цели, идеалы. Но тут же
следует прозаический вопрос: а зарплата какая? После
честного ответа на него зависает пауза. И от ребят следуют реплики: нет, лучше
в агрономы пойти. Но позвольте! ТРУД (а он у всех работников школы безмерный!)
должен хорошо оплачиваться. Да, в педагогические колледжи и вузы выпускники еще
идут. Но все чаще не по призванию, а в связи с доступностью поступления. В
итоге многие получают диплом и растворяются в материально более привлекательных
сферах. Третье: времена
изменились, сегодня ЗА ВСЁ надо платить. За образование детей, лечение,
посещение кружков, секций. За квартиру, взятую в ипотеку... Государство
нуждается в специалистах, но не заботится о Человеке. Хотите 10 дней подлечиться
в санатории? Путёвка - 60 тысяч. А зарплата учителя, работника любого
образовательного учреждения слишком скромна, чтобы позволить себе такие расходы. Зато
требования к учителю предельно высокие. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ -
титаническая работа! Аттестация - тяжкое испытание: справки, планы, публикации,
участие в конкурсах, результаты экзаменов. Словом, все мыслимые и немыслимые доказательства
своих достижений. Конечно, в идеале работа учителя – это горение, пламя души,
которое должно зажигать сердца детей тягой к познанию, к саморазвитию.
Современный учитель должен быть эталоном образованности, культуры, стиля. Скажите,
где взять миллионы таких, жаждущих «гореть» за весьма скромное вознаграждение?
А если учитель ведёт 40 часов в неделю (некому ведь работать!), остаётся ли у
него время для семьи, для самообразования? Сегодня
впору объявлять «военное положение» на «фронте» образования. Директора школ в
отчаянии разрешают вести уроки старшеклассникам, обращаются к
учителям-пенсионерам… Можно
назвать ещё ряд причин. Нравственное состояние современного общества далеко не
идеально. Неблагополучие в семьях сказывается на детях. Родители пьют - дети
страдают, рождаются больными. Видя жестокость в фильмах, переживая грубое
обращение, слыша постоянную брань, ребёнок перенимает это, как «норму жизни». И
приносить эту «норму» в класс. А в городах классы переполнены: до сорока
учеников! Школы работают в три смены. Да,
отношение к учителю сильно изменилось. Для нас педагоги были небожителями. Для
современных детей учитель – заурядный человек, которому можно и нагрубить, и
вступить в непримиримый конфликт. Душа болит за великое дело - обучение и
воспитание детей. Но мы с вами не решим проблему, это забота государственных
мужей, которые должны в полной мере осознать масштаб проблем.
Нужны
конкретная помощь и внимание Е.А. ТОЛСТОВА,
председатель районной организации Общероссийского профсоюза работников
образования: Проблема
кадрового обеспечения отрасли существует не только у нас в районе, но и в
регионе в целом. Наибольшие трудности школы испытывают с учителями русского
языка, математики, иностранного языка. Решая этот вопрос, нужно в первую очередь
сделать серьёзный прорыв в повышении социального статуса педагога. Зарплата маленькая,
ответственность повышенная. Сейчас основное внимание учителя сфокусировано
на учебной нагрузке (большая часть педагогов работает на полторы и две ставки),
поскольку только так можно повысить размер зарплаты. Плюс ко всему добавляется
время для проверки тетрадей, подготовки к урокам, ведение журнала, отчётности.
Эта причина чаще всего становится препятствием притоку в школы молодых
педагогов. Совершенствование
системы оплаты труда педагогических и иных работников повлечёт за собой
развитие кадрового потенциала, повышение престижности и привлекательности педагогической
профессии. Мы по сути своей являемся институтом общественного контроля в социально-трудовой
сфере. Профсоюз борется, и это даёт свои результаты. Наряду
с повышением социального статуса педагога необходима, конечно, и система
привлечения на работу в школу студентов вузов и колледжей. Губернатор поставил
задачу изменить формат дней открытых дверей в учебных заведениях. И проводить
их не для детей, а для работодателей, выбирающих для себя потенциальных работников. Остановлюсь
также на мерах соцподдержки работников образования на муниципальном уровне. По
условиям коллективного договора молодым специалистам и их наставникам производятся
доплаты в размере от 500 до 2000 рублей ежемесячно или однократно. В целях поощрения
и стимулирования педработников победителям (призерам) муниципальных конкурсов
профессионального мастерства выплачиваются премии. Плюс бесплатная путёвка в
центр отдыха работников образования «Рассвет» в городе-курорте Геленджик при
поддержке районного профсоюза. По
инициативе главы района депутаты утвердили порядок предоставления
дополнительной меры соцподдержки в виде компенсации (частичной компенсации) за
наём жилого помещения педработникам условно малокомплектных организаций. А это
около 10 тыс. рублей в месяц. Плюс дополнительная мера соцподдержки в виде
ежегодного денежного поощрения победителям и призерам муниципальных этапов
краевых конкурсов профмастерства. Совместно с профсоюзом создаются также
условия профессионального становления молодых педагогов со стажем работы до
трех лет в период их адаптации.
Вы
были, есть и будете всегда И.И. БЕЛЯЕВ,
директор СОШ № 6 Куйбышевского с/п: Проблема
дефицита кадров в сфере образования не нова. На начало учебного года в нашей
школе не было учителя английского языка, но сегодня вопрос этот закрыт. В
первую очередь сказывается отдаленность нашего учебного заведения от райцентра.
В настоящее время четверо учителей, в том числе и я, вынуждены приезжать из
райцентра для проведения уроков. Нагрузка по отдельным предметам может быть
крайне мала, и тогда учителю приходится вести сразу несколько предметов. Из-за
подушевого финансирования заработная платы наших педагогов значительно ниже,
чем в центральных школах. Хотя подготовка к уроку в классе любой численности
занимает практически одно и то же время.
Профессия,
что всем даёт начало Работу заочного «круглого
стола» хотелось бы завершить выступлением Е.В. КУХТИНОЙ, директора СОШ № 1: Несколько слов в защиту молодых специалистов, пришедших к нам за последние
годы. Отрадно, что коллектив нашей школы «омолаживается», что рядом с богатым
опытом и талантом педагогов «со стажем» делает свои робкие шаги в профессию
наша молодая смена. В начальной школе, например, из 17 работающих учителей 8
молодых специалистов – выпускницы колледжей и вузов, на которых мы возлагаем
большие надежды. Это К.И. Кононенко, А.С. Побегайло, А.В. Толкачева, А.А.
Кравченко, Е.А. Беличенко, Ю.А. Федорченко. А также В.И. Коновченко –
учитель-логопед (кстати, наша выпускница) и Е.В. Ульянова – учитель-дефектолог. Как все «первые» учителя, эти девочки талантливы, активны, многогранны, они
готовы к любым инновациям и открытиям, идут в ногу со временем! Их имена уже на
слуху, их работа укрепляет веру в завтрашний день. Ведь все мы знаем, как много
зависит от учителя начальной школы. Здорово, что они воспитаны на добрых,
сильных традициях «старой» школы. Это в их работе очень чувствуется. Есть сегодня у нас: - перспективный талантливый математик Ю.А. Стеценко, - активный и разносторонний учитель истории и обществознания В.В. Котова, - прекрасные педагоги-психологи Р.С. Громышева и финалист краевого конкурса
«Педагог-психолог - 2021» В.В. Багин. - «Палочки-выручалочки» школы – старшие вожатые А.В. Головкова и В.С.
Застенчик, девочки, которые сейчас находятся в декретном отпуске: Д.А. Капуста, Т.В. Иванова, В.Г. Иванова. - Настоящей находкой для нашей школы являются и две молодые семейные пары Денис
Сергеевич (учитель физической культуры) и Дарья Андреевна (советник директора
по воспитанию) Глушко. - А также учителя русского языка и литературы Андрей Андреевич и Елена Ивановна
Шагалины. Не нужно обижать нашу молодежь! Да, к сожалению, сегодня работать в школе очень
непросто. Многих это пугает и заставляет искать себе иное «применение» в жизни.
Но к нам все-таки идут молодые специалисты, которые рождены быть педагогами,
кто готов учить и учиться всю свою жизнь, кого не страшат многочисленные отчеты,
мониторинги, конкурсы. Кто умеет брать на себя ответственность за судьбу тех,
кто смотрит на них широко распахнутыми глазами с верой в знания, открытость,
порядочность, бескорыстность и верность выбранному жизненному пути. Спасибо
вам, наша «золотая молодежь»!
Материалы подготовила Елена КОНОВАЛОВА
|