Рабочее время педагогов-психологов и
социальных педагогов
21.11.2013
Вопрос. Как регулируется рабочее
время педагогов-психологов и социальных педагогов в образовательных
учреждениях?
Согласно разделу 2, пункта 2.3.. Положения об особенностях режима рабочего
времени и времени отдыха педагогических и других образовательных учреждений,
утвержденного приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 г. № 69, для указанных
работников и всех других педагогических работников, ведущих преподавательскую
работу, требующую затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по
количеству часов, режимы рабочего времени вытекают из их должностных
обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами
внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения,
тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется
графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника, и
устанавливаются следующим образом:
- выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических,
методических советов, с работой по проведению родительских собраний,
консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий,
предусмотренных образовательной программой;
организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи
родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в
соответствии с медицинским заключением;
- время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и
воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей,
интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых
условий;
- периодические кратковременные дежурства в образовательном учреждении в период
образовательного процесса, которые при необходимости могут организовываться в
целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня
обучающимися, воспитанниками, обеспечения порядка и дисциплины в течение
учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями,
устанавливаемых для отдыха обучающихся, воспитанников различной степени
активности, приема ими пищи. При составлении графика дежурств педагогических
работников в образовательном учреждении в период проведения учебных занятий, до
их начала и после окончания учебных занятий учитываются сменность работы
образовательного учреждения, режим рабочего времени каждого педагогического
работника в соответствии с расписанием учебных занятий, общим планом
мероприятий, другие особенности работы с тем, чтобы не допускать случаев
длительного дежурства педагогических работников, дежурства в дни, когда учебная
нагрузка отсутствует или незначительна. В дни работы к дежурству по
образовательному учреждению педагогические работники привлекаются не ранее чем
за 20 минут до начала учебных занятий и не позднее 20 минут после окончания их
последнего учебного занятия;
- выполнением дополнительно возложенных на педагогических работников
обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с
соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка
письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).
При этом согласно разделу 8, пункта 8.1. Положения режим рабочего времени
педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется
правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения с
учетом: выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с
участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной
продолжительности их рабочего времени; подготовки к индивидуальной и групповой
консультативной работе, обработки, анализа и обобщения полученных результатов,
заполнения отчетной документации, а также повышения своей квалификации.
Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться за
пределами образовательного учреждения. Следовательно, в образовательном
учреждении правилам внутреннего трудового распорядка подчиняются все указанные
педагогические работники, установление же педагогу индивидуального рабочего
времени неправомерно.